Расстройства психики встречаются у детей гораздо чаще, чем принято думать. Однако, из-за распространенных мифов и страхов, многие дети не получают своевременную и квалифицированную помощь. Давайте вместе разберемся, какие утверждения о детской психиатрии являются правдой, а какие – опасными заблуждениями.
«Обращение к детскому психиатру сломает жизнь моему ребенку.»
- Детские заболевания в классификаторе болезней носят описательный характер (психиатр держит в уме «маленького психопата», а пишет “агрессивное поведение в детском возрасте”), что позволяет забыть о диагнозе после 18 лет в случае успешного лечения. Кроме того, в нетяжелых случаях всегда есть возможность конфиденциального лечения.
«Невролог для легких случаев, а психиатр для совсем тяжелых»
- Согласно закону и профессиональной практике, невролог вообще не может лечить нарушения поведения и эмоций, не назначает психиатрические препараты (не считая хронических болей) и точно не сможет координировать психокоррекцию. Только психиатр может исключить психическое расстройство и сказать, что все в порядке. Психиатр лечит легкие невротические и адаптационные расстройства, психиатр лечит тяжелые расстройства (такие как аутизм, тяжелые расстройства характера, детскую шизофрению), психиатр лечит нарушения поведения и эмоций при неврологических диагнозах (эпилепсия, генетика, органика).
«Психолог для легких случаев, психиатр для совсем тяжелых».
- Даже если речь изначально не идет о применении лекарств, психолог не может поставить диагноз и разобраться, что происходит с ребенком, чем обусловлено такое поведение или эмоции, и что ждать в будущем. Грамотный психолог немедленно запросит у родителей осмотр психиатра, чтобы выбрать технику коррекции и определиться с перспективами.
«Психиатрические лекарства очень вредны детям»
- Препараты, разрешенные и назначаемые в детской психиатрической практике, выверены и изучены на безопасность и переносимость достаточно скрупулезно. Наверное, только 5% арсенала психиатра возможно применять детям. По сути, наши препараты – это микродозированные особые молекулы, влияющие только на процессы в мозге, на другие органы они не действуют. А вот сам болезненный процесс в психике и мозге ребенка приносит вред не просто самочувствию и качеству жизни, но и развитию, росту, адаптации к миру и родителям. Это взрослый в 40 лет впадет в депрессию на год, потом полечится, отряхнется и пойдет дальше. А для ребенка этот бесценный год как домино положит всю жизнь.
«Психотерапия предпочтительнее детям, чем лекарства»
- Если не подменять терапию уроком ИЗО или «игрульками», то дети в сравнении со взрослыми крайне невосприимчивы к терапии. Уровень осознанности, логики, коммуникации, памяти ограничивает большинство методов. Вмешательство психолога заключается обычно в коррекции процесса обучения, игры, познавания, семейного взаимодействия, распорядка. Психолог работает с ребенком на дидактическом уровне социального работника, и это нормально, но в этом случае психолог сам спотыкается об синдромы, а не лечит их. Лечение препаратами позволяет в обход незрелой психики воздействовать на напряженную гиперактивность и неусидчивость, агрессию, капризность, эмоциональную слабость, послушность, торможения, симптомы. Без гармонизации эмоций развитие не получится – это аксиома детской психиатрии.
«Ребенка нужно просто безусловно любить, тогда у ребенка все будет хорошо, как у моллюска без раковины”
- Во-первых, психические болезни самобытны и упруги – либо не связаны с внешним опытом, либо неадекватны ему. Например, если безусловно любить маленького тревожника, то он перестанет волноваться, что вы его не любите, но станет волноваться, чтобы вы не умерли. Если любить маленького психопата, то у вас в карманах начнут пропадать деньги. Болезнь по определению могущественна и неподвластна – вы же ангину или кариес обнимашками не вылечите, психические болезни нужно уважать.
Во-вторых, детские неврозы вообще напрямую зависят от близости с родителем, но не так, как вы думаете, а наоборот. Близость с матерью увеличивает привязанность и мешает ребенку чувствовать и применять собственный гнев к ней – подавлять чувства и лицемерить, как взрослый, он не может, а когда мать захочет усидеть на двух стульях – купаться в привязанности и одновременно воспитывать, – ребенка вообще порвет, ему лучше будет в саду, там честнее, а дома будет ад.
“Ребенка нужно просто ремнем – тогда с поведением будет все хорошо, как у пацанов в 90-е”
-Пытаться лечить психические болезни воспитанием – это излюбленное. Тут сходятся все хтонические фантазии: и представление, что родители своими руками делают своих детей, и первобытное «похожие внешне вещи = равные вещи», и «ребенок не может быть ненормальным», и «человек всегда контролирует всю психику и поведение».
“Это у ребенка само пройдет, у папы так же было в 7 классе”
- Детские психические болезни под некоторым углом похожи на обычное поведение, знакомое каждому, а родители могут быть субъективны и отрицать болезненный негатив. Ритм и продолжительность может оценить только специалист, а родителям лучше полагаться на интуицию и не отрицать. Иначе можно на домашнем обучении просидеть среднюю школу, ожидая конца кризиса отрочества.